В.А. Жуковский. «Светлана» - первая русская баллада.
Учитель русского языка и литературы: Позднякова Екатерина Алексеевна.
Урок литературы в 7 классе.
Цели урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с русской оригинальной балладой; подчеркнуть национальный колорит произведения; ознакомить с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана»; рассмотреть структуру баллады «Светлана».
Развивающая: развивать умение анализировать прочитанное.
Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; сделать вывод о гуманистической, и нравственной направленности баллады.
Оборудование: ПК, выставка книг с произведениями В.А.Жуковского, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. (На стенде портрет В. А. Жуковского, репродукция портрета художника М. Олешкевича «А. А. Воейкова», репродукция картины А. П. Брюллова «Гадание».)
Я уже говорила, как часто он обращался к балладам западных поэтов и переводил их, стараясь донести до читателя красоту жанра. Бюргеровскую «Ленору», как известно, он переводил трижды: вольным переводом в начале своего творчества, в конце снова вернулся к «Леноре», создав более точный перевод, а в зрелые годы Жуковский в деталях переделал на русский манер сюжет «Леноры» о том, что дочь не послушалась матери и прокляла Бога, за что он и наказал несчастную, послав ей жениха-мертвеца. При этом поэт оставил главный смысл баллад и назвал ее «Людмила».
И вот в 1812 году из-под пера В. А. Жуковского выходит произведение, чем-то опять напоминающее «Ленору», но читателям оно показалось истинным чудом, откровением, все поголовно повторяли удивительные стихи: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали...». Все прежнее содержание баллады поэт «упрятал» в сон Светланы. Тревожный сон - зато какое радостное пробуждение. Вовсе не погиб жених и не мертвец он, Светлана! Баллада заканчивается радостью, честны им пиром, свадьбой.
Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали долгие годы дружбы и взаимного доверия, и подарил ее девушке на свадьбу. Сашу так и стали звать с тех пор Светланой.
II. Анализ произведения.
1) Учитель. Прочитав балладу «Светлана», что вам особенно в ней понравилось? (ответы учеников)
- Что русского, национального в этой балладе? (Обряд крещенских гаданий; голубь - символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы, одинокая «хижинка под сне-гом»; утреннее пенье петуха; тройка с колокольчиком; свадебная песня «Многи леты».)
- Расположите события по порядку. (На доске все события даются в произвольном порядке)
Девушки гадают в крещенский вечер.
Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
Светлане является её жених и увозит её венчаться.
Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.
- К какому же типу литературных баллад вы отнесете «Светлану»? Почему?
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод - прямое обращение автора к героине.
- Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?
(Ответ учащихся)
- В тексте (ученики находят самостоятельно)
Экспозиция - действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым
- Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)
Это тоже было необычным и новаторским.
- Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Почему он посвятил ее любимой племяннице накануне ее свадьбы? (Смысл оптимистичный, светлый. Пусть все печали и тревоги оста-ются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.)
Вот такой добрый и дивный подарок получила Александра Протасова, а вместе с ней и все любители русской поэзии.
Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов.
2) Лексическая работа.
Все детали русского, национального быта так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что «Светлану» без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.
Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/
А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет «Школьный словарь устаревших слов»
3) Физминутка.
- Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза, руками сделайте домик и поднесите к лицу. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.
4) Описание гл. героини
- А сейчас поработайте с текстом: выпишите из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине.
Начнем вместе.
- Какие первые фразы вы нашли? («Молчалива и грустна милая Светлана», «Красавица», «Мне судьбина умереть в грусти одинокой», «Он ко мне не пишет, / Ах! а им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!» и т. д.)
Домашнее задание: закончить выписывание цитат, на основе их дать устную характеристику Светланы.