Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
ОПРОСНИК "Выбор профессии"
Профориентационное мероприятие "МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЯ ДОРОГА В БУДУЩЕЕ"
Анкета № 1 по профориентации
Анкета № 2 "Оценка уровня профориентационной работы, организации подготовки к итоговой аттестации"
Анкета № 3 по профориентации
Профориентационная работа в условиях модернизации Российского образования (презентация)
План профориентационной работы школы на 2019-2020учебный год
Цель
· оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
· сформировать положительное отношение к труду;
· научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
· научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
· научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
· выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей обучающихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
· Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
· Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
· Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
· профориентационные уроки;
· экскурсии;
· классный час по профориентации;
· встречи со специалистами;
· профессиографические исследования;
· родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
· участие в предметных олимпиадах;
· участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
· анкетирование и тестирование старшеклассников;
· профориентационные опросники;
· профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
· экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
· посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей.
№ п/п |
Мероприятия |
Участники |
Сроки проведения |
Ответственный |
1. Организационно-информационная деятельность |
|
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов |
8-9 классы |
сентябрь |
Ответственный за профориентацию |
|
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися. |
8-9 классы |
август-сентябрь |
Ответственный за профориентацию |
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками |
|
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий |
Классные руководители |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Организация семинаров по проблемам личности обучающихся:
- «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся»,
- «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии»,
- «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» |
Классные руководители, учителя -предметники |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР |
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися |
|
Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов |
Обучающиеся 8-9 классов |
сентябрь |
Зам. директора по УВР |
|
Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах |
Обучающиеся 1-9 классов |
сентябрь |
Зам. директора по ВР |
|
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях |
Обучающиеся 1-9классов |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники |
|
Организация уроков по курсу «Мир профессий» |
Обучающиеся 9 -11 классов |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Организация и проведение классных часов по профориентации |
Обучающиеся 1-11 классов |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
|
Организация экскурсий на предприятия |
Обучающиеся 9-11 класс |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
|
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования |
Обучающиеся 9-11 класс |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
4. Профориентационная деятельность с родителями |
|
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального образования. |
Родителя обучающихся 9-11 класс |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители |
Примерная тематика классных часов.
№ |
1-4 классы. |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Профессии наших родителей. |
3 |
Путь в профессию начинается в школе. |
4 |
Моя мечта о будущей профессии. |
5 |
Труд на радость себе и людям. |
|
5-8 классы. |
1 |
Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д |
2 |
Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия. |
3 |
Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. |
4 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
5 |
Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
6 |
Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку |
7 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
|
9-11 классы. |
1 |
Познай самого себя. Беседа. |
2 |
Мотивы выбора профессии. |
3 |
Психологические характеристики профессий. |
4 |
Они учились в нашей школе. |
5 |
Выпускники школы- врачи, мед.сестры, технологи. |
6 |
Профессии с большой перспективой. |
7 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
8 |
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
План мероприятий (дорожная карта) по развитию системы профессиональной ориентации учащихся МБОУ СОШ «Лесные озера» 2019-2020 учебный год
реализации
Ответственный
Результат
1
1. Информационно-просветительские
Оформление и обновление уголка по профориентации
сентябрь
Заместитель директора по ВР
Создание уголка
Разработка информационных листков
сентябрь
Кл.рук.
Охват 100% учащихся 9-11 кл.
Подбор учебно-методической литературы по профориентационной работе
октябрь
Кл.рук.,
библиотекарь
Организации выставки в библиотеке
Подбор информации востребованных профессий; их классификация (рабочие, служащие)
октябрь
Заместитель директора по УВР
Выпуск инф. листка
Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ по профориентационной работе
октябрь
Заместитель директора по ВР
Метод.
рекомендации
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей ОУ по профориентационной работе
октябрь
Заместитель директора по ВР
Метод.
рекомендации
Разработка методических рекомендаций для родителей ОУ по профориентационной работе
октябрь
Заместитель директора по ВР
Метод.
рекомендации
Работа по данному направлению с официальным школьным сайтом
ноябрь
Страничка на сайте
2. Мониторинговые мероприятия
Анализ результатов профориентации за предыдущий учебный год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9-х и 11-х классах)
сентябрь
Заместитель директора по УВР
Педагогический совет
Определение количества учащихся 9-х классов дальнейшего индивидуального маршрута получения образования
сентябрь
Заместитель директора по УВР
Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной)
ноябрь
Педагог-психолог
Выступление на ШМО создание « Карта интересов»
Методика определения сферы труда по Е.А. Климову
декабрь
Педагог-психолог
Выступление на ШМО
Профессиональный тип личности (автор Холанд)
февраль
Педагог-психолог
Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова
март
Педагог-психолог
3. Работа с педагогическим коллективом
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.
сентябрь
Заместитель директора по ВР
Метод.
рекомендации
Организация и проведения ШМО для педагогов и классных руководителей по профориентационной работе:
Заместитель директора по ВР
Метод.
рекомендации
- подготовка учащихся к компетентному выбору профессии;
октябрь
- система образования в России;
- система профориентационной работы в школе;
ноябрь
- методика профориентационной работы по возрастным группам;
декабрь
- психологическая и социальная обусловленность выбора профессии;
январь
- методические основы профориентации во внеклассной работе;
октябрь
- работа с учащимися по интересам;
февраль
- методы работы с родителями по вопросу самоопределения учащихся;
март
- профориентация в процессе изучения основных учебных предметов
В течении года
Проведение конкурса на лучший классный час (внеурочное занятие; внешкольная практика) по профориентации, методические разработки
Отчетность педагогов о проделанной работе по профориентации (анализ выполнения плана по профориентационной деятельности, отчет по трудоустройству выпускников)
4. Работа с родителями
Родительские собрания по теме: «Рынок труда города, региона»
Родительские собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования
Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»
Ознакомление родителей с результатами профессиональных проб
5. Работа с учащимися
Классные собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования
Посещение элективо по учащихся 9-х классов
« Выбор профессии»
Экскурсии на предприятия, в ВУЗы, Сузы
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий
Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”, помощь в определении профиля обучения
Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»
Участие в школьном проекте профориентационной направленности
« Путешествие в профессию»
Посещение предприятий городского округа Солнечногорск
Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий(совет ветеранов, бывшие выпускники, родители)
Проведение тематических классных часов (согласно возрастным особенностям)
« Профессии моих родителей»
«Сто дорог – одна твоя»
«Как претворить мечты в реальность»
«Легко ли быть молодым»
«К чему люди стремятся в жизни»
Организация и проведение с учащихся выставок “В мире профессий”
“Транспорт”, “Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”, “Машиностроение” и т. д.
Организация и проведение с учащихся викторин, бесед.
Организация Дней Творчества
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений
6. Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д
Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
Оформление на каждого учащегося профориентационной карты.
Создание портфолио учащегося.
Создание профильной смены лагеря « Березка»(профессии на селе)